Египетские
школы обычно находились при храмах. Обучение начиналось с пятилетнего возраста
и длилось двенадцать лет.
Занятия
в школе начинались с раннего утра и заканчивались поздно вечером. Мальчиков
обучали письму, счету, чтению. Они читали тексты вслух, нараспев. Когда
школьник учился писать, ему давали черепки глиняной посуды. Это были
"тетради", на которых он писал упражнения. Ученик учился выводить
иероглифы, делать маленькие рисунки, а позднее переписывать более длинные
отрывки текстов. Его заставляли ежедневно переписывать по три страницы.
Чтобы
научиться красиво и четко писать, египетскому школьнику нужно было приложить
еще больше внимания и труда, чем для усвоения чтения. Один жрец советовал
своему ученику: "люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши своими
пальцами и читай ночью".
Заниматься
нужно было старательно, иначе следовало суровое наказание. "Противно мне
повторять тебе наставления. Нанесу я тебе сто ударов. Ты будешь как избитый
осел, как негр, приведенный с добычей", – говорил учитель нерадивому
ученику.
Когда
ученик овладевал письмом, ему давали папирус, на который он переписывал уже
целое произведение. Сидя на корточках, ученик разворачивал свиток, готовил
чернила, выбирал из пенала подходящие кисточки и принимался переписывать сказку
или сборник стихов.
Обычно
текст писали черной краской, но часто начало новой главы, даты в деловых
документах писали красной. Выделять некоторые фразы красным цветом было
необходимо потому, что египтяне при письме не отделяли слов друг от друга.
Отсюда и происходит выражение "начать с красной строки", что означает
«писать с новой строки».
После
окончания школы юноши становились чиновниками. Египет нуждался в грамотных
людях, но доступ к образованию был открыт прежде всего для детей знатных и
богатых египтян.
Развитие
письменности, научных знаний и образования свидетельствует о высоком уровне
древнеегипетской культуры.
«Пиши
рукой своей, читай устами своими, советуйся со знающими больше, чем ты.
Упражняйся в этом деле, и найдешь ты его (полезным) после (наступления)
старости. Счастлив писец искусный в деле своем, владыка (обучения). Будь
настойчив в работе ежедневно, и ты овладеешь своим делом. Не проводи ни одного
дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши юноши на спине его, и он внемлет,
когда бьют его. Будь настойчив в получении советов! Не ленись! Пиши! Не
поддавайся пресыщению письмом, отдай ты сердце и внимай словам! Найдешь ты их
полезными.»
(П.Монтэ.
Египет Рамсесов. – М., 1989. – С. 255.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий